В России хотят свой Оксфорд
В академии Плеханова бродит призрак вузовской революции
Вчера в Государственной думе на парламентских слушаниях, посвященных вопросам партнерства высшей школы и бизнеса, прозвучали революционные предложения. Ректор Российской экономической академии имени Плеханова Виталий Видяпин, считающийся в научных кругах одним из главных идеологов реформирования высшей школы, предложил провести эксперимент, поменяв статус “Плешки” с государственного учреждения на автономную некоммерческую организацию (АНО). Позже на закрытой встрече у первого зампреда Думы Олега Морозова Видяпин заявил, что уже сегодня есть “национально ориентированные предприниматели”, готовые вложить в его академию до ста миллионов долларов.
Ректор гарантировал, что за пять лет эксперимента подготовит плеяду экономистов уровня, сравнимого с Оксфордом. Присутствующие на слушаниях ректоры оценили инициативу коллеги как попытку устроить отраслевую революцию.
Вузы пока не в рынке
Очевидно, что Видяпина сподвигло на столь радикальное предложение общее плачевное состояние высшей школы. Согласно проведенным в Приволжском федеральном округе исследованиям агентства “РейтОР”, результаты которых были озвучены на слушаниях, большая часть вузов готовит специалистов, чья подготовка не отвечает запросам работодателей.
“Российское высшее образование стремительно теряет свои позиции, — заявила “Газете” директор “РейтОРа” Ирина Артюшина. — С одной стороны, у нас явное перепроизводство слабых специалистов в экономике, юриспруденции и т.д. С другой — вузы жалуются на хроническое недофинансирование и продолжают штамповать никому не нужных выпускников”.
Суть проблемы, по мнению Артюшиной, в том, что вузы в большинстве своем слабо ориентируются на современном рынке труда и не представляют реальных запросов работодателей. Выход только в сближении заинтересованных сторон.
Ректоры согласились, что только активное участие бизнеса может спасти отечественную высшую школу. Правда, большая часть выступлений посвящалась либо просьбам к депутатам “пробить” новую нацпрограмму по высшему образованию, либо пожеланиям к работодателям больше платить вузам за подготовку студентов. Общий настрой выразил председатель думского комитета по образованию и науке Николай Булаев: если бы каждая крупная компания имела “долгосрочную программу стипендий и грантов”, то это помогло бы получить образование тысячам молодых людей.
Революция — последнее средство
Выступление Виталия Видяпина на этом фоне выглядело радикальным. Он предложил не просто участвовать, а практически отдать часть вузов предпринимателям путем придания им статуса АНО. Это позволит бизнесу выступать в качестве соучредителя и таким образом влиять на качество подготовки выпускников.
“Сегодня недофинансирование только по экономическим специальностям составляет более 60 процентов, — заявил Видяпин. — По инженерным — и того больше. Очевидно, что государство не может гарантировать уровень финансирования, чтобы отвечать современным стандартам”.
В качестве примера Видяпин привел свой вуз, где коммерческое обучение стоит 25 тысяч долларов в год, хотя, чтобы подготовить экономиста уровня Оксфорда, нужно 10-12 тысяч.
Позже, на закрытой встрече у первого зампреда Думы Олега Морозова, Видяпин все же раскрыл карты и сообщил, что у него уже есть “национально ориентированный бизнесмен”, который может стать соучредителем. Им оказался Олег Дерипаска, возглавляющий холдинг “Базэл”. Николай Булаев тут же возразил — подобная смена статуса будет означать фактическую приватизацию.
“Ничего подобного! Если академия оценивается в сто миллионов, то “Базэл” обещает вложить ровно столько же, — живо ответил ректор “Плехановки”. — В случае прекращения эксперимента бизнесмен будет претендовать только на ту собственность, которая была создана при его участии”.
Позже из дискуссии выяснилось, что эксперименту препятствует множество законных и подзаконных актов, где подобная форма сотрудничества не предусмотрена. “Мы не просим ничего менять, дайте нам провести эксперимент, — не сдавался ректор. — Главный недостаток нашего законотворчества — нет обкатки законов. Давайте обкатаем готовящийся закон, выявим все подводные камни и примем правильное решение”. Видяпин утверждал, что уже получил поддержку Минфина и Рособразования. Черту подвел Олег Морозов: “Предложение очень интересное, готовьте концепцию”.
Две революционные стороны
“Нет никаких сомнений, что партнерство с бизнесом может дать новый толчок развитию высшей школы, — заявил “Газете” вице-президент РАН, директор Московской школы экономики МГУ академик Александр Некипелов. — Инициатива Виталия Ивановича Видяпина вполне может быть реализована в форме государственного АНО, чтобы избежать обвинений в теневой приватизации. Правда, закон о них еще не принят. Но есть и другой путь”. В качестве примера академик приводит свою школу, которая была создана по инициативе ректора МГУ Виктора Садовничего: “Бизнес обеспечил нам всю материальную базу, стипендии, мировых светил в качестве преподавателей. Но это чистая благотворительность, никаких финансовых и материальных обязательств перед партнерами мы не несем, только моральные”.
Академику можно позавидовать. Вялотекущая реформа высшего образования идет второе десятилетие и давно напоминает болото, где тонут любые разумные инициативы. Предложение Видяпина в этой ситуации может быть толчком, которое вызовет настоящую революцию вузовского образования. Оно устраивает почти всех. Ректоров, которые хотят стать конкурентоспособными в глобальном мире. Бизнесменов, которые могут разумно вкладывать свои деньги и иметь гарантии. Государство, у которого одной головной болью станет меньше. Студентов, которые получат знаменитых лекторов.
Но у любой революции две стороны. Кроме новаторско-позитивной есть и разрушительная. Какая сторона возобладает, если предложения Видяпина услышат в Кремле? Судя по истории России с ее 17-м и 93-м годами, ответ лежит на поверхности.
А вы в какой вуз вложили бы деньги?
Сергей Широков / член комитета Госдумы по бюджету и налогам:
“Я точно знаю одно – вкладывать деньги в брендовые вузы я бы не стал. Во-первых, зачастую эти институты не дают своим студентам даже необходимого уровня знаний. Во-вторых, чем известнее учебное заведение, тем выше в нем официальные и неофициальные расценки. Скорее всего, я оплатил бы организацию филиалов вузов в тех городах, где размещены мои предприятия. Или организовывал бы годовые или двухлетние специализированные курсы. Ведь ни для кого не секрет, что многие вузы дают слишком общее образование, не опираясь на реальные потребности рынка. Поэтому я, оказавшись на месте директора компании, нанял бы определенное количество педагогов по нужным мне предметам и устроил бы своего рода сжатое высшее образование”.
Сергей Митрохин / заместитель председателя партии «Яблоко», депутат Московской городской думы:
“Вообще-то практика взаимодействия бизнеса и вузов во многих странах существует уже давно. И время показало, что в принципе это очень неплохая система. Самое интересное, что в тех государствах, где взаимодействие предпринимателей и ректоров встало на твердую почву, увеличилось количество экономических и финансовых факультетов и почти исчезли филологические и другие гуманитарные отделения. Я думаю, это связано с тем, что каждой, даже самой маленькой фирме нужны бухгалтеры и экономисты. Если говорить о конкретных аббревиатурах, то я бы на месте бизнесмена организовал своего рода конкурс. И тому вузу, где карьера выпускников складывается наиболее успешно, где преподавательский состав наиболее именитый, я и отдал бы свои деньги. Но в первую очередь это были бы институты, занявшие первые строчки в международных рейтингах.
Виталий Ванцев / первый заместитель гендиректора ОАО «Аэропорт Внуково»:
“Я бы вложил деньги в МАИ и в Академию гражданской авиации. Меня интересуют специалисты узкого профиля. Но здесь нужно понимать, на каком курсе и в кого именно вкладывать деньги. Я готов оплачивать обучение студентов четвертого-пятого курса, прошедших отбор и заключивших с нами договор о том, что после окончания учебы обязуются отработать на нашем предприятии два-три года”.
Сергей Недорослев / совладелец одного из авиационных предприятий:
“Все крупные региональные предприятия давно оплачивают обучение студентов нужных специальностей. Например, Иркутский авиационный завод платит за студентов Иркутского авиационного института. В стране уже много лет существует дисбаланс между реальными потребностями рынка и кругом тех профессий, которыми стремится овладеть все больше число абитуриентов. Я считаю, что этот закон нужно было принять уже давно, чтобы наконец-то спрос был равен предложению”.
21.03.2006 / Марат Хайруллин
Материал опубликован в “Газете” №48 от 22.03.2006г.