Н.И. Айзенберг: «Анализ ценообразования на оптовом и розничном рынке электроэнергии России»

29 апреля в состоялся очередной научный семинар по экономике энергетики и окружающей среды на платформе Zoom.

На семинаре был представлен доклад Айзенберг Н. И., Воропая Н. И., Дзюбы С. А., Сташкевич Е. В. (СО РАН).

Докладчик: Айзенберг Наталья Ильинична, к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Института систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН, Иркутск.

Тема доклада: “Анализ ценообразования на оптовом и розничном рынке электроэнергии России”.

Аннотация:

Рынок электроэнергии объективно является олигопольным. Теоретический взгляд на проблему говорит о том, что рыночная власть компаний тем выше, чем меньше игроков присутствует на рынке. В свое время реформа энергетической отрасли Российской Федерации была направлена на формирование конкурентной среды путём дробления энергохозяйства на относительно небольшие компании. Однако после завершения реформы в 2005 г. стартовал процесс, направленный в сторону их укрупнения. В настоящей работе проанализирована сложившаяся корпоративная структура сектора электроэнергетики на предмет проявления рыночной власти. Для этого использован метод классификации компаний по принадлежности к характерному профилю (паттерну) динамики показателей, связанных с долей топливных затрат. Результаты показывают, что проявление рыночной власти характерно для большинства компаний на ископаемом топливе, что покрывает более половины российского рынка электроэнергии. При этом явная связь с размером компании (а значит, с наблюдаемыми процессами укрупнения корпоративных структур) не прослеживается. Также имеются свидетельства того, что рыночная власть слабее проявляется на сегменте рынка электроэнергии и значительно сильнее на сегментах мощности и тепловой энергии.

Развитие интеллектуальных технологий привело к тому, что активно стали внедряться методы стимулирования потребителей к участию управления нагрузкой, в том числе через регулирование розничных цен (тарифов). Существует несколько подходов к этому. Возможна, настройка спроса в режиме реального времени, что подразумевает под собой мгновенную реакцию потребителя на изменяющееся предложение. На наш взгляд, этот подход пока невозможно реализовать в условиях российского рынка. Уровень внедрения smart grid достаточно низкий, подавляющая часть потребителей обладают ограниченной рациональностью и не готовы тратить время и силы на активное реагирование на меняющиеся цены.

Мы протестировали существующие в России розничные тарифы на электроэнергию на предмет мотивации потребителей к активному управлению собственным спросом. Для этого анализируется суточная оплата за электроэнергию нескольких репрезентативных потребителей во всех регионах РФ. Показано, что не все действующие розничные тарифы обладают необходимыми стимулирующими свойствами к снижению пиковой нагрузки. Предложена теоретико-игровая модель формирования системы розничных электроэнергетических тарифов, побуждающая к управлению спросом.

Anything in here will be replaced on browsers that support the canvas element

Свежие записи

Будущие мероприятия

Архив новостей