• Чернавский С.Я.(д.э.н., к.т.н., заведующий лабораторией экономических проблем энергетики Центрального экономико-математического института РАН)

    Эволюция института обращения с рыночным нефтяным попутным газом

 

Аннотация. Когда уже на раннем этапе добычи нефти (в США) было обнаружено, что выделяющийся при подъеме нефти на поверхность земли нефтяной попутный газ (НПГ), казавшийся хотя и бесполезным, но зато безвредным отходом, – очень вредное для живых организмов вещество, в нефтедобывающих странах был введен институт обращения с НПГ. Этим институтом ответственность за вредное воздействие НПГ и продуктов манипуляций с ним на окружающую среду, в том числе и людей, то есть за обращение с НПГ возлагалась на нефтедобывающие компании. Под угрозой отзыва лицензий на добычу нефти запрещалось выпускать НПГ в атмосферу. Кроме того, запрещалось сжигать в открытых факелах более 5% объема   НПГ, выделяющегося из нефтяного месторождения при добыче нефти. При подчинении нефтяных компаний этим запретам НПГ не попадало в публичное экономическое пространство. В большинстве нефтедобывающих стран этот дизайн института обращения с НПГ и сегодня считается оптимальным с точки зрения интересов общества.

В СССР обращение с НПГ в месте его производства, находясь в руках партийно-государственного аппарата, зависело от деятельности многих партийно-государственных управляющих организаций, предприятия, собирающего НПГ из добываемой нефти, а также разветвленной цепочки предприятий, которые  перерабатывают собранный НПГ (если предусмотрено это направление его утилизации). Таким образом, обращение с НПГ зависело как от производителя, так и потребителя НПГ.

В 1995 г. после проведенной в России приватизации в некоторых местах добычи западносибирской нефти эта зависимость сохранилась. Возник новый институт обращения с НПГ – рыночная торговля, аналога которому не было в других странах. Для управления ею правительство России в 1995-2008 гг. использовало ценовое регулирование, В работе рассматривается динамика использованных при этом алгоритмов установления рыночных цен НПГ. В 2009 г. институт ценового регулирования рынка НПГ был заменен институтом, в механизм которого  была введена либерализация рыночных цен НПГ. Анализ либерализованных западносибирских рынков НПГ обнаружил, что в них практически не формируются общественно оптимальные цены НПГ. В связи с этим должно быть организовано  публичное обсуждение возможности введения на рынках НПГ ценового регулирования с использованием алгоритма определения общественно оптимальных цен НПГ на каждом рынке НПГ и учетом экстерналий рынков