Семинар 13
«Ислам как идеологическая основа Арабской цивилизации. Пророк Мухаммед»

Проблемы для обсуждения

  1. Пророк Мухаммед как религиозный и государственный деятель.
  2. Важнейшие черты ислама как религии и государственной идеологии.

Прочитать

  1. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории, 600–1258. – Глава «Мухаммад».

Вопросы

1. Пророк Мухаммед как религиозный и государственный деятель

  1. Чему учил пророк Мухаммед? Охарактеризуйте ислам как религию.
  2. Как изменялось учение Мухаммеда на протяжении его жизни? О чем свидетельствуют эти изменения?
  3. Проанализируйте миф о Марфе и Марии. Что дает Грюнебауму основание полагать, что пророк Мухаммед был на стороне Марфы?
  4. Назовите причины бегства пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (Ясриб). Почему пророк не нашел поддержки в родном городе, но смог получить её в Медине?
  5. Какие цели пророк Мухаммед преследовал в политике?
  6. Оцените масштабы политической деятельности Мухаммеда?
  7. Кем, по вашему мнению, был Мухаммед в политике – идеалистом или прагматиком? Обоснуйте свое мнение, опираясь на конкретные примеры из жизни Мухаммеда.

2. Важнейшие черты ислама как религии и государственной идеологии

  1. Охарактеризуйте исторические связи мусульманства как учения с иудаизмом и христианством.
  2. Как складывались взаимоотношения христиан, иудеев и мусульман при жизни Мухаммеда?
  3. Почему, по вашему мнению, исламу на Аравийском полуострове удалось одержать победу над другими религиями?
  4. Как повлиял ислам на жизнь и исторические судьбы арабских племен?
  5. Охарактеризуйте роль и значение уммы в мусульманском мире
  6. Почему, по мнению Грюнебаума, после смерти пророка Мухаммеда для арабов не было альтернативы политике территориальной экспансии?
  7. Считаете ли Вы неизбежным столкновение исламской и христианской цивилизации? Обоснуйте свое мнение.

Иллюстрации к семинару

Карты к семинару

Видеоролик к семинару

«История мира» (Великобритания, BBC, 2012). Отрывок из 3 серии «Слово и меч. У истоков мировых религий» (возникновение ислама).

Скачать видеоролик (представлен в учебных целях)