Семинар 5
«Цивилизация Древнего Китая. Конфуцианство. Создание империи»
Проблемы для обсуждения
- Конфуцианство: возникновение и важнейшие черты.
- Император Цинь Ши-хуанди и его роль в истории Китая.
Прочитать
- Васильев Л.С. История религий Востока. – Глава 18 «Конфуций и конфуцианство».
- История Китая / Под ред. А.В. Меликсетова. – Глава IV «Создание Китайской империи».
Вопросы
1. Конфуцианство: возникновение и важнейшие черты
- В чем вы видите суть учения Конфуция?
- Дайте объяснение ключевым понятиям конфуцианства – «гуманность», «долг», «благородный человек».
- Как вы понимаете учение Конфуция о сыновьей почтительности сяо?
- В чем состоят сходства и различия конфуцианства и легизма?
- Можно ли считать конфуцианство религией? Обоснуйте свою позицию.
- В чем вы видите сильные и слабые стороны конфуцианства как государственной идеологии? Способно ли конфуцианство выполнять роль государственной идеологии в современном мире?
2. Император Цинь Ши-хуанди и его роль в истории Китая
- Назовите основные направления политики, проводившейся императором Ши-хуанди, охарактеризуйте её главные результаты.
- На какой социальный слой опирался Ши-хуанди? Почему данный слой был заинтересован в политике императора? Можно ли утверждать, что интересы данного слоя и императора полностью совпадали?
- Как Вы понимаете термин «государство-класс»?
- В чем вы видите сильные и слабые стороны политики Ши-хуанди? Оцените ее влияние на развитие экономики, науки и техники.
- В чем вы видите причины краха империи Цинь? Что, по вашему мнению, необходимо было сделать для сохранения империи?
- Могла ли, по вашему мнению, система, созданная Ши-хуанди, просуществовать длительное время? Обоснуйте свой ответ.
- Каких известных вам исторических деятелей вы могли бы поставить в один ряд с Ши-хауанди? Есть ли что-то общее в исторических судьбах созданных ими систем?
Видеоролик к семинару
«Новые секреты терракотовой армии» (Великобритания, Lion Television, 2013), отрывок (мавзолей Цинь Шихуанди и его терракотовая армия).
Скачать видеоролик (представлен в учебных целях)